Фрагмент для ознакомления
2
Базовым принципом современного российского пенсионного права является принцип всеобщности пенсионного обеспечения, закрепленный в Конституции РФ, ст. 7 которой провозглашает Россию социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Статья 39 Конституции РФ конкретизирует данные нормы и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Данный принцип проходит сквозь нормы каждого института пенсионного права, но особенно ярко его действие проявляется именно в факте установления социальных пенсий .
Как правило, пенсии устанавливаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которая признается законодателем общественно полезной. Страховые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались (начислялись) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими значимой для государства соответствующей службы. Природа указанных видов пенсий, несмотря на различные источники финансирования (страховые средства и федеральный бюджет), схожа и заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой и (или) иной деятельности. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в особых случаях, например в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.
Вместе с тем имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении социально значимых обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан.
Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации принципа всеобщности. В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки.
Поэтому полная реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий. В обратном случае указанный принцип оставался бы во многом только красивой декларацией.
Социальные пенсии являются сравнительно молодым институтом российского пенсионного законодательства. Его история насчитывает чуть более 30 лет. Впервые они были закреплены в Законе СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», затем вопросы их предоставления регулировались Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». До принятия указанных законодательных актов нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось так называемое ежемесячное пособие, при условии, если они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных в соответствии с законодательством их содержать. Следовательно, решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой их материального и семейного положения . Очевидно, что в такой ситуации о принципе всеобщности пенсионного обеспечения говорить не приходилось.
В настоящее время социальные пенсии в общественном сознании являются чем-то обычным, существовавшими всегда. Сейчас они устанавливаются в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» .
Институт социальных пенсий, как и любое правовое явление, развивается, появляются новые нормы, в том числе и в отношении круга лиц, которым предоставляется право на социальную пенсию, что во многом обусловливается именно необходимостью полного воплощения в пенсионном законодательстве принципа всеобщности пенсионного обеспечения граждан. Так, еще в 1993 году появилась такая самостоятельная категория получателей социальной пенсии, как граждане из числа малочисленных народов Севера. С 1 января 2018 г. право на социальную пенсию предоставлено детям, оба родителя которых неизвестны.
Относится тезис о развитии и к процедурным нормам, регулирующим, среди прочего, и порядок фиксации и подтверждения юридических фактов, необходимых для возникновения пенсионных правоотношений по поводу социальной пенсии.
Социальные пенсии, как и основные виды государственной социальной помощи, предоставляются вне зависимости от трудового вклада граждан, от уплаты ими каких-либо установленных налогов и (или) платежей на обязательное социальное страхование, а основной целью их предоставления является материальное поддержание уровня жизни граждан в трудных жизненных ситуациях, к которым законодательство о государственном пенсионном обеспечении относит наступление нетрудоспособности.
Целевое назначение различных видов пенсии, за исключением социальной, заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой или иной общественно полезной деятельности. Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам независимо от выполнения такой деятельности за счет бюджетных средств. Они служат государственной гарантией материального обеспечения этих граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца), являясь при этом необходимым условием реализации конституционного принципа всеобщности социального обеспечения. По сути, социальная пенсия является пособием, назначаемым в порядке вспомоществования. Важно, что и международное правовое регулирование в сфере сохранения пенсионных прав при переселении исходит из того, что право на получение таких пособий при переезде на место жительства в другую страну не сохраняется, они предоставляются государством проживания лица .
На особую природу социальной пенсии давно обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации . В Определении Суда от 16 октября 1995 г. № 11-П отмечается, что труд и его оценка обществом предопределяют различия в условиях и нормах пенсионного обеспечения. Это находит свое отражение и в делении пенсий на два вида: трудовые пенсии (сейчас в законодательстве именуются страховыми) и социальные пенсии, назначаемые престарелым и нетрудоспособным гражданам при отсутствии у них права на трудовую пенсию с целью предоставить им минимальный источник средств к существованию. Различия в правовой природе и сущности указанных видов пенсий обусловливают и разный характер обязанностей государства по отношению к тем, кто приобрел право на их получение. В отличие от трудовых социальные пенсии не имеют непосредственной связи с трудом или иной общественно полезной деятельностью. В этой связи указанным Судом был сделан вывод, что, принимая во внимание целевое назначение и сущность социальных пенсий, средства на выплату которых ассигнуются в ПФР из бюджета Российской Федерации, и, учитывая экономические возможности государства, законодатель определяет, должна ли выплачиваться данная пенсия и в каком размере той или иной категории пенсионеров в период, когда этот источник средств к существованию заменяется для них другим и, следовательно, надобность в социальной пенсии отпадает. Следовательно, такой же подход - об установлении законодателем условий назначения и выплаты социальной пенсии исходя из ее особой правовой природы - может применяться и при определении норм, регулирующих вопросы определения права и назначения социальной пенсии. Кстати, одним из его проявлений является тот факт, что социальная пенсия по старости назначается на пять лет позже, чем обычная страховая пенсия по старости (не говоря уже о различного рода страховых пенсиях по старости, которые назначаются ранее достижения нормативного пенсионного возраста, к примеру, многодетным матерям или лицам, работавшим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 24.04.2022.
2. Конвенция Международной организации труда от 21 июня 1982 г. № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 29.04.2022.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 № 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки» // Собрание законодательства РФ. - 23.10.1995. - № 43. - Ст. 4110.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1. - Ст. 16.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4831.
6. Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 № 396 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2022 г. социальных пенсий» // Собрание законодательства РФ. - 21.03.2022. - № 12. - Ст. 1878.
Научная и учебная литература
7. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8. С. 119.
8. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С. 296.
9. Кожина Ю.А., Фроловская Ю.И. Социальная политика государства в отношении пенсионных прав ребенка // Социальное и пенсионное право. 2019. № 3. С. 32 - 34.
10. Социальная политика России: между прошлым и будущим // URL: www.instkavkaz.ru, дата обращения 28.04.2022.
11. Чирков С.А. Факт постоянного проживания как условие назначения социальной пенсии и новый порядок его подтверждения // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 29.04.2022.